Блог
композитора Евгении Евпак
Здесь я с Вами делюсь своими размышлениями об абсолютном слухе, творчестве, креативной экономике, #музыкальных инновациях и прочих сопутствующих процессах музыкального производства.
К РУБРИКАМ

Обучение аранжировке - часто задаваемые вопросы

За последние несколько лет количество поисковых запросов на "уроки аранжировки" и "как научиться писать аранжировки в Cubase" возросло в разы! Увеличение спроса, как известно, рождает увеличение предложений.
Сегодня в этой статье я решила ответить на часть наиболее часто задаваемых вопросов по теме.
    В настоящий момент, особенно в больших городах, таких, как Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Казань и прочие только ленивый владелец студии звукозаписи или репетиционной базы не включает в перечень услуг уроки аранжировки! В этой связи хотелось бы дать некоторые разъяснения о конечном продукте такого обучения.
 
- Сколько стоит обучение аранжировке, и что в себя включает?
- Стоимость курсов аранжировки, если такие курсы проходят на профессиональной студии звукозаписи, чаще всего включает в себя заложенные часы аренды студии и оплату человек-часов преподавателя (аранжировщика). Если обучение предполагает присвоение новой профессиональной квалификации (курсы повышения квалификации длительностью несколько месяцев или 1-2-годичные курсы профессиональной переподготовки), речь идёт о лицензии на образовательную деятельность и аккредитацию учебного заведения, которые тоже отразятся на цене обучения. Средние значения цен можно найти в тех же самых поисковиках, в среднем по рынку вилка цен может варьироваться вокруг 150-200 евро в месяц. 
    Вопрос соотношения цены и качества вытекает из первой части ответа на вопрос: что включает в себя программа обучения. Даже при наличии образовательного стандарта, обучение аранжировке в разных учебных заведениях и на студиях очень отличается по программе. Если говорить об обучении «с нуля», то необходимо затрагивать аспекты элементарной теории музыки, основы гармонии, полифонии и анализа музыкальной формы, что по сути перекликается, но напрямую не является предметной областью собственно аранжировки как дисциплины. Поэтому, говоря о собственно аранжировке, в первую очередь, имеются основы музыкальной фразировки, оркестровки, знание тембров живых и синтезированных инструментов, анализ музыкальной формы, практика работы в музыкальных редакторах (наиболее популярные Steinberg Cubase, Logic Pro, ProTools, иногда сюда ещё добавляют Cakewalk Sonar и Ableton Live, у большинства начинающих диджеев пользуется популярностью Fruity Loops и Studio One, в итоге все потом переучиваются на ProTools и Logic Pro), знание инструментов и эффектов General MIDI и DAW, звуковые компоненты и саунд-дизайн, понятие звуковой плотности и мастерство переложения и стилистической интерпретации музыкальных произведений различной стилистики.
 
- «Продвигают» ли музыкальные учебные заведения своих выпускников, и можно ли трудоустроиться на студии после прохождения стажировки?
- Ещё один очень популярный двойной вопрос, который имеет несколько ответов. Для того, чтобы удостовериться, берёт ли учебное заведение на себя обязательство трудоустроить и популяризовать творчество своих (бывших/ ныне обучающихся) студентов, нужно внимательно читать контракт на обучение, который абитуриенту предлагается подписать перед началом обучения. В крупных вузах имеются отделы и даже департаменты по работе с выпускниками, судьба «продвижения» зависит в первую очередь от таланта, старательности и результатов, которые студент демонстрирует во время своей учёбы, равно как и от некоторого процента удачи или везения (попасть в нужное место в нужное время и договориться с нужными людьми). 
    Второй вопрос более относится к отрасли трудового права, и здесь тоже необходимо внимательно изучить текст договора о стажировке. Если в нём указано, что по результатам успешного прохождения периода стажировки кандидата могут зачислить в штат, то такая вероятность заложена компанией, предлагающей после стажировки трудоустройство. Никакой магии и волшебства! Терпение и труд, как говорится:) Само собой разумеется, лентяев и прожектёров «продвигать» никому не интересно, поэтому если человек ставит себе цель добиться хорошего карьерного роста в выбранной отрасли, при разумном планировании и инвестиции своего творческого потенциала, времени и сил он добьётся поставленной цели.
 
- «А как насчёт того, чтобы моя музыка звучала в кино?»
- Пишите! Показывайте всем! (в смысле, рассылайте письма в компании, в которых мечтаете работать - зазвучит!) Кто-то точно обязательно отслушает, и если Ваша музыка подойдёт по стилистике к проектам компании, Вами обязательно заинтересуются.
 
- Так сложно! Высокая конкуренция! Информационная асимметрия! Как же мне быть? 
- («кто бы меня продвинул вместо меня самого к моей заветной цели?») Работать и ещё раз работать над повышением собственного профессионального мастерства! Постоянно общаться с «инсайдерами» и быть в курсе последних событий индустрии! 
 
И в этом месте хотелось бы поставить точку по поводу психологии и профориентационной мотивации и начать серьёзно отвечать на вопрос 
 
«куда пойти учиться аранжировщику и композитору мультимедиа».
 
С весны 2016 года я познакомилась с инновационным международным образовательным проектом SET School www.set-school.ru . Концепция курсов Школы Искусств и Технологий SET отличается от всего того, что мне приходилось встречать на российском и мировом образовательном рынке, включая недавно появившуюся образовательную платформу Coursera. 
Полувиртуальный формат курсов Школы Искусств и Технологий подходит для работающих студентов и звукорежиссёров без профессионального образования, посвятивших годы практике работы на студиях. Образовательный процесс включает фазы практических занятий на студии с преподавателями и самостоятельное обучение теории и практике на Виртуальной Образовательной Платформе.
 
Возвращаясь к теме статьи. В России с января 2017 года начинается набор студентов на годичные программы профессиональной переподготовки
по специальностям «Аудио-инжиниринг» (с университетским сертификатом Германии)
и «Медиа-композиция» (также с университетским сертификатом Германии). Подробная информация об учебных программах доступна на сайте Школы Искусств и Технологий. 
Почему я рекомендую нашим российским студентам получать немецкое образование в Школе Искусств и Технологий? Есть несколько причин:
- высокое качество преподавания с использованием новейших образовательных технологий;
- гибкий график обучения и 12 модулей исключительно полезных ориентированных на практику студийной работы материалов, представляющих собой образовательный максимум того, что может музыкант узнать и научиться делать в аранжировке и медиа-композиции за год;
- лучшие преподаватели с многолетним практическим опытом работы в индустрии из России, Германии и Австрии;
- возможность студентам Школы Искусств и Технологий общаться со своими иностранными коллегами в Европе через форумы Виртуальной Образовательной Платформы и сделать своё профессиональное портфолио (шоу-рил) за время обучения на курсе;
- возможность студентам получить письменные рекомендации от педагогов, как в виде обратной связи на студенческие работы, так и в виде рекомендательных писем для предприятий-работодателей;
- возможность выхода на международный уровень и развивать карьеру композитора мультимедиа в Европе!
 
Ещё одна отличительная особенность курсов Школы Искусств и Технологий состоит в том, что наши студенты получают университетский сертификат, которые выдаются только в вузах Германии (и признаются на территории всей Европы!). Поэтому тем, кто уже сейчас задумывается о повышении профессионального уровня в аранжировке, очень рекомендую курс Медиа-композиция (Унив.).
 
 
Подать заявку на обучение можно через официальный сайт Школы Искусств и Технологий, в разделе «Контакты» указана почта Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. .
 
Надеюсь, статья Вам понравилась и ответила на основные вопросы об обучении аранжировке. Если так - ставьте «нравится» и делитесь с друзьями ссылкой на эту статью в социальных сетях:)
 
С наилучшими пожеланиями,
Ваш Композитор
Евгения Евпак      

Новая песня - Финансовый романс

Друзья, представляю Вашему вниманию свою новую песню на стихи Рагима Джафарова о популярной расхожей фразе нашего любимого премьера - "Финансовый романс".

Приятного прослушивания! Держитесь там;)

Приглашаю к участию в опросе о музыкальных инновациях

Дорогие друзья!

Приглашаю всех желающих и интересующихся вопросами развития музыкальных инноваций в России принять участие в моём опросе, который я провожу в рамках своего магистерского исследования в Высшей Школе Экономики.

Для участия в опросе Вам нужно в период с 11 по 14 мая ЗАПОЛНИТЬ ЭТУ АНКЕТУ.

Участие в опросе займёт у Вас 10 минут времени и поможет мне провести качественное исследование. Кроме помощи моему исследованию, Вы сможете внести Ваш вклад в современную науку! По результатам защиты магистерской диссертации в ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, я планирую впоследствии опубликовать монографию об отечественных музыкальных инновациях.

Участвуйте в опросе и делитесь ссылкой на опрос в соцсетях с Вашими коллегами!

 

Документальная комедь "ИсТеРиЧкИ" - от идеи до воплощения

С древних времён существуют в обществе люди нормальные, и истерички. В процессе эволюции человеческий мозг видоизменялся, в нём появлялись то извилины, то тараканы, то хомячки, то фимоз... Ну, конечно, до фимоза доводить не будем, а то нечем будет воспринимать нашу комедь...

Итак, сюжет: несколько молодых людей и девушек устраивают друг другу скандалы и в результате остаются одиноки, и лишь один молодой человек задумывается и, вместо ожидаемой истерики, убегает в спортзал на фитнес, спасая отношения с любимой девушкой.

АЛЁ! ЭТО НОЛЬ-ТРИ, ЧЁРТ ВАС ДЕРИ! У МЕНЯ ЗАКОНЧИЛАСЬ ПРЯЖА!!!



Кто из вас наблюдал, как истерят мамаши парней, которых в народе ласково называют "маменькиными сынками", поймёт первый сюжет комедии, названный "Любовь - как мыльный пузырь". Хрупкое чувство двух влюблённых дизайнеров проверяет на прочность Леопольда Афанасьевна, в прошлом оперная певица, ныне заботливая мама своего сына Андрюши. 

Роль Леопольды Афанасьевны специально была написана для моей подруги, актрисы и певицы Марины Барсуковой. Как-то мы обсуждали с Мариной вопросы подбора амплуа для актёра, и, конечно же, в качестве яркого примера всплыл светлый образ Фаины Раневской. Персонаж Леопольды Афанасьевны, имеющий весьма реальный прототип из моей юности, хотелось сделать мемом. Афанасия Леопольдовна - женщина с очень неудобным именем и не менее неудобным характером и кучей привычек, именно такой образ должен производить негативное впечатление и портить жизнь потенциальной невестке Златочке в истории.

КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ?

Шёл год 2013й. В конце хмурого, вьюжного, заснеженного апреля в моей жизни и жизнях моих подруг начали происходить странные события: резко менялось окружение, знакомые люди вели себя непредсказуемо... Так родилась идея снять реалити-комедию, имя которой - "ИсТеРиЧкИ". Подруги охотно делились историями из жизни, я почитывала интернет, добавляла реалий, и слепилась такая вот забавная остросюжетная документальная комедь:) Сразу хочу сказать, что при съёмках "ИсТеРиЧеК" не пострадало ни одно животное, поэтому, думаю, обществу убеждённых холостяков и Грин Пису обвинять меня и нашу креативную команду не в чем:)

ФАКТЫ ВОПЛОЩЕНИЯ  ЗАМЫСЛА

Фильм снимался с 25 марта по 15 мая 2013 г. и был смонтирован в сентябре-октябре 2013 г.

В ноябре 2013 г. в Доме Журналистов состоялся премьерный показ проекта. На премьере "ИсТеРиЧеК" присутствовали представители СМИ из Южной Осетии, кинокритики и приглашённые звёзды осетинского шоу-бизнеса. 

Проект сейчас дорабатывается и продолжает обрастать историями из повседневной весёлой действительности. Стать героем и прототипом ИсТеРиЧеК может любой житель как мегаполиса, так и сельской местности. Проект продолжается:))

Готовится новый сервис - музыкальный форсайт

Что такое современная изоляция от общества? 

Это ситуация, в которой может оказаться любой начинающий бизнесмен-руководитель стартапа, если его стартап представляет нетрендовое направление или направление с характерной высокой конкуренцией. В западном варианте термин "высокая конкуренция" звучит более описательно - "competitive rivalry" - то есть, стрельба по конкурентам.

Так вот, если товарисч инноватор выбрал эту сферу и неподрассчитал силёнок или команду не сформировал, цель достигнута - желаемое общественное забвение обеспечено.

И тут начинается гонка за контентом, выкидывание бешеных сумм на рекламу и персональный брендинг, последующий замкнутый порочный круг последствий с дырами в карманах и экзистенциальные вопросы "Кто виноват" и "Что делать"... Новый и новый виток по спирали этих же гонок, изматывающий, невыносимый, съеденные нервы, бюджеты, новое и новое рабство на домен идеи собственного бизнеса в стране, где собственный бизнес по определению обречён...

И здесь на помощь приходит музыкальный форсайт.

"Что это? С чем это едят?" - спросите Вы.


Представим себе, что над очередным новым проектом поп-культуры собрались работать 150 экспертов, каждый с многолетним опытом в своей сфере деятельности: производство хитовых аранжировок и актуальных стихотворных текстов, продакшен вирусных музыкальных видеоклипов, музыкальный маркетинг, цифровое издательство и дистрибуция…
И каждый эксперт высказался по поводу идеи нового поп-проекта, обосновав своё видение не только опытом работы в индустрии, но и комплексной оценкой факторов, влияющих на развитие и успех данного конкретного проекта в выбранной местности у выбранной целевой аудитории с имеющимися артистическими данными и бюджетом у музыкального коллектива. А по факту проведённого анализа эксперты сообща сформировали бы сценарии развития проекта и его дорожную карту на ближайшие 3-5 лет.



Именно такие цели и задачи ставит перед собой музыкальный форсайт – исследование с применением методик многоуровневого анализа ресурсов проекта и внешней среды с целью долгосрочного стратегического прогнозирования развития трендов на основании актуальной информации и статистических данных индустрии.


Сам по себе термин «музыкальный форсайт» впервые был упомянут в Высшей Школе Экономики в презентации Евгении Евпак, посвящённой проектированию методов долгосрочного стратегического прогнозирования развития технологических трендов и инноваций в музыкальной индустрии. На семинарах по технологическому форсайту предложенный подход одобрили основоположники российской форсайт-школы ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Йан Дуглас Майлз и Оздчан Саритас на занятиях первого потока магистрантов программы «Управление в сфере науки, технологий и инноваций».

Практическое применение методик форсайта в презентации рассматривалось на трёх уровнях:

- форсайт-исследование с общей целью выявления технологических трендов развития инноваций в музыкальной индустрии;

- прикладное форсайт-исследование в рамках проектного менеджмента с задачей определить дорожную карту развития музыкального хип-хоп-проекта в среднесрочной перспективе с учётом имеющихся внутренних ресурсов проекта и внешних условий региона распространения музыкального продукта;

- экспериментальное применение форсайт-методологии для проектирования траектории развития карьеры композитора-песенника (персональный форсайт).

Презентация была продемонстрирована на студенческом научно-исследовательском семинаре, но так и не вошла в полноценную научную публикацию по причине отсутствия полноценной доказательной базы. 

Однако, идея применения форсайт-методологии к исследованию креативных индустрий (в число которых входят в числе прочих музыкальная и киноиндустрии) «витала в воздухе» в одно и то же время по всему миру. Так, канадский проект “2020 Media Futures”, который уже в следующем (2020) году станет возможно проверить, был опубликован ещё в 2011 году, и долгое время (до 2015 года) являлся своеобразным «пионером-первопроходцем» среди научных публикаций, связанных с адаптивным применением форсайт-исследований в культурных и креативных индустриях.

Источник: http://openresearch.ocadu.ca/id/eprint/333/1/VanAlstyne_2011_2020MediaFutures_OCADU.pdf

На практике адаптивные форсайт-исследования бывают полезными для определения маркетинговой и контент-стратегии, а иногда и выявления предпочтительной стилистики музыкального контента артиста или группы.

Анализ музыкального проекта с применением форсайт-методологии включает следующие этапы:

  1. Определение ключевых факторов, влияющих на развитие музыкального проекта:
  • просмотр/отслушивание/оценка информации о музыкальном проекте, представленных на сайте проекта, в соцсетях и на площадках размещения демо- и промо-записей музыкального коллектива /артиста. На этом начальном этапе исследователем часто интервьюируется команда проекта, чтобы определить общее видение команды, каковы цели и задачи развития проекта. 
  • На основе материала, полученного от Заказчика исследования (включая интервью с сотрудниками) составляется SWOT-анализ проекта. Интерпретация SWOT-анализа позволяет на начальном этапе понять, какие сильные стороны и возможности проекта позволяют ему развиваться, и какие слабые стороны и угрозы следует учитывать при составлении дорожной карты развития проекта.
    В больших проектах, нацеленных на анализ трендов индустрии, вместо SWOT-анализа иногда первым этапом собирают оценку факторов, влияющих на развитие проекта / исследуемого объекта / в предлагаемых условиях: 

  1. Следующим этапом, в соответствии с выбранными целями и задачами развития, анализируются внешние факторы, влияющие на развитие проекта в выбранном регионе, и задаётся территория - город, область, федеральный или межрегиональный уровень, территория России или всего мира. Определение территории развития проекта необходимо для проведения следующего этапа - STEEPV анализа: это исследование социальных, технологических, экономических, экологических, политических и ценностных установок целевой аудитории анализируемого музыкального проекта на указанной территории.

  • На этом этапе исследователь вместе с заказчиком определяют портреты представителей целевой аудитории проекта и исследователь проводит анализ конкурентов и партнёров проекта, предлагает возможные новые контакты, полезные для развития проекта.


    Пример шапки таблицы анализа конкурентов мэйнстрим-поп проекта


    Пример шапки таблицы анализа партнёров мэйнстрим-поп проекта

     Следующий шаг этого этапа:
    Анализ технологических факторов - он позволяет выявить возможности развития музыкального проекта с точки зрения технологий производства музыкального материала, этому же способствует интерпретация анализа конкурентов. Исследователь может предложить Заказчику послушать референсы концепций звучания саундтреков, подходящих анализируемому проекту по стилю или общему вектору развития музыкального материала. Эту информацию Заказчик дальше может использовать при согласовании художественного задания на производство новых синглов/ альбомов проекта с саунд-продюсером и аранжировщиком.



    Пример: анализ сценариев развития творческой активности начинающего поэта-песенника

    3. Следующий шаг - анализ сценариев среднесрочного и долгосрочного развития музыкального проекта. Интерпретация STEEPV-анализа совместно с анализом трендов развития музыки выбранного стиля позволяют исследователю спрогнозировать как минимум четыре варианта сценариев развития музыкального проекта, от совершенно автономного с минимальными вложениями, до максимальной интеграции  и высоко-концентрированной коммуникации с партнёрами проекта, а, как следствие, и полной загруженности гастрольного, концертного, производственного и пиар-планов исследуемого проекта.

    4. Заключительный этап - по согласованию с Заказчиком исследователь составляет дорожную карту среднесрочного (3-5 лет) и/или долгосрочного (10-15 лет) развития музыкального проекта. В этой дорожной карте учитываются основные ключевые факторы, способствующие развитию музыкального проекта, и интерпретация Дорожной карты даёт Заказчику рекомендации, на что следует обратить внимание в повседневной деятельности проекта, включая производство контента, позиционирование проекта в пиар-кампаниях и построение стратегий продвижения артистов.

    Таким образом, применение адаптивной форсайт-методологии в построении модели продюсирования мэйнстрим-поп проекта позволяет ответить основателям проекта и их инвесторам на вопрос, насколько эффективно вкладывать средства в продакшн выбранного стиля с имеющейся командой и идеологией их песен.

    Хотите заказать форсайт-исследование Вашего проекта? Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..